СЕРГЕЙ
ЛЯХ
сайт художника
Картины Сергея Лях будят давно забытые чувства, дают осознать что-то потерянное в суете...
СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ ЛЯХ. СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА.

(Предисловие к альбому).


Рубеж веков, смена тысячелетий... Это, безусловно, серьезный момент, когда каждый взрослый человек невольно останавливается, чтобы осмыслить себя во времени и пространстве, оглянуться на прожитый отрезок жизни, подвести итоги. Альбом, который Вы держите в руках, - это тоже факт подведения итогов и осмысления прожитого и достигнутого. Для конкретного человека - художника Ляха Сергея Андреевича.

Лях Сергей Андреевич – человек, родившийся в начале ХХ века и органично впитавший в себя атмосферу различных этапов этого непростого столетия. Его биография и путь живописца во многом типичны для представителя старшего поколения творческой интеллигенции Казахстана.

Родился Сергей Андреевич 10 февраля 1924 года в г. Спасск-Дальний Приморского края в семье потомственных крестьян. С 6 лет пошел в школу. После 7 класса учился на токаря в горнопромышленном училище, где приобрел много полезных умений, где родилась потребность многое делать своими руками. Именно в училище возникла любовь к рисованию, когда частенько приходилось выпускать праздничные стенгазеты.

В 1942 году Сергею Андреевичу исполнилось 18 лет, и он был мобилизован в действующую армию под блокадный Ленинград. Из-под Ленинграда дальнейший путь солдата лежал пешим ходом до самого Страсбурга. Многочисленными правительственными наградами отмечен для Сергея Андреевича этот путь. Война стала для будущего художника периодом накопления огромного жизненного материала. И уже по-новому осознанное желание все свои впечатления доверять альбому с рисунками определило его судьбу.

Сергей Андреевич поступает в художественное училище г. Биробиджана, по окончании которого начинает преподавать рисование в школе. Параллельно учится на курсах чертежников и топографов.

Следующий этап биографии – учеба в Московском полиграфическом институте на отделении «Художественное оформление печатной продукции». Дипломной работой молодого художника-графика стало оформление и иллюстрирование альбома пластинок известного греческого композитора Микиса Теодоракиса – автора многих популярных песен, балетов, оперы и музыки к ряду кинофильмов. Альбом превратился в захватывающую книгу, украшенную графическими иллюстрациями.

Годы учебы в Москве стали памятными для художника и определили его творческие пристрастия.

На формирование любого мастера всегда влияет множество факторов. Но художника в себе, в конечном счете, создает сам художник. С.А.Лях оттачивает свой вкус, серьезно изучая произведения мирового и русского искусства. Наиболее близки художнику становятся традиции русской реалистической живописи, и в своем творчестве он продолжает и развивает именно их. Постепенно отходит от занятий графикой и посвящает свои силы живописи.

ХХ век соединил в себе огромное множество художественных направлений и течений. Наряду с авангардистскими новациями продолжала существовать и крепкая школа реалистического искусства, сформированная еще в ХIX веке. Немногие художники середины ХХ столетия остались ей верны, но С.А.Лях стал одним из них. На протяжении ряда лет он продолжает для себя процесс творческого освоения традиций.

Подчас художник опирается на высокие образцы русской классики, создавая удивительные парафразы на темы Левитана, Куинджи, Саврасова ...

Постепенно кристаллизуется его пристрастие к пейзажу и натюрморту, формируются собственные творческие принципы и свое индивидуальное видение окружающего мира. Художник начинает создавать и особый внутренний мир своих произведений, - яркий и солнечный. Много пишет с натуры. Поездка по Алтаю дала импульс к созданию ряда картин, ставших особенно важными для дальнейшего творчества художника: «Вечер на реке Катунь», «Водопад Корбу», «Осенний пейзаж», «Поляна, освещенная солнцем», «Горное озеро» и др.

В пейзажах Дальнего Востока, Алтая и, позже, Казахстана и Северного Кавказа удивительно сочетаются цветовой декоративизм и реализм образов, конкретность фактических наблюдений и широта философского мировосприятия.

В 1962 году С.А.Лях приезжает в Алма-Ату и поступает на работу - на киностудию «Казахфильм» ассистентом художника. Позже увлекается промышленной эстетикой и становится одним из первых художников в этой области. Очень много сотрудничает с типографиями, редакциями, издательствами. С 1970 года становится членом Союза журналистов СССР.

Удивительно широк и разнообразен спектр художественных интересов Сергея Андреевича. В 1973 году он начинает свою деятельность как художник-оформитель в комбинате изобразительных искусств «Онер». Живописью «для души» приходится заниматься в свободное от работы время, часто во время поездок. И появляются картины, поразительно разнообразные по художественной манере – «Эльбрус», «Бабье лето», «Полдень», «Полевые цветы с вином и яблоком», «Водопад», «Березы на камнях» и многие другие. Появляется многочисленная серия произведений «Закаты»: пейзажные композиции, объединенные общим мотивом. Это закат солнца, который автор наблюдал в разных уголках: на Японском море, на озере Балхаш, в горах Алтая, на озере Иссык-Куль... В одних полотнах – контрастное сочетание тонов, в других – мягкий лирический свет. Колорит – то сдержанный, то звучащий в полную силу, - служит эмоциональным ключом к раскрытию внутреннего содержания произведений.

То, что Сергей Андреевич Лях в молодые годы прошел через ужасы Второй мировой войны, безусловно, наложило некоторый отпечаток и на его живописные работы. Когда человек видел близко от себя смерть и счастливо избежал ее, он начинает обостренно ощущать жизнь. И в этом Сергей Андреевич – не исключение. В своих столь разных по настроению пейзажах и натюрмортах художник размышляет о грандиозности природы, о бесконечной множественности ее даров. И он преобразует калейдоскоп природных явлений, создавая свое собственное, особое, гармоничное духовное пространство. В картинах – чистая энергия неба, воды, леса, травяных лугов, полевых цветов, словно защищающая от всего недоброго и гнетущего. В портретных работах художник пристально всматривается в человека, выявляя самые характерные черты его натуры, его внутренней сути.

ХХ век – время активной, воинствующей урбанизации, время быстрых темпов жизни, время машин и все более усложняющихся технологий. Современный человек вынужден жить «на повышенных оборотах», в постоянном цейтноте, испытывая эмоциональные перегрузки. В таких условиях единственным спасением становится обращение к тем вечным истокам, которые никогда не обманывают, которые всегда наполнят душу живой энергией – к силам и токам Природы. Даже если ее зов заглушается шумом больших городов, все равно где-то в глубинах подсознания мы откликаемся на него и стремимся вернуться назад, к каким-то первопричинным основам нашего существования. Чтобы дать проявиться этим зачастую скрытым потребностям человеческого духа, и существует искусство. Каждое настоящее произведение – это особенный сколок действительности, имеющий свои законы, озаренный мыслью художника и выбранный из миллионов других проявлений жизни в соответствии с уникальной душевной организацией автора.

Портреты, пейзажи и натюрморты С.А.Ляха ценны уже тем, что напоминают зрителю о самом важном. Мир его произведений отражает обостренный интерес художника к окружающей природе, к людям, ее населяющим, к мировому искусству, ко всей Вселенной. Его композиции утверждают проявления вечных основ бытия. Живописное пространство становится эмоциональной средой, где царит несуетность, спокойствие и гармония, столь необходимые усталому сознанию городского человека.

Временной диапазон представленных в альбоме произведений очень широк. Это поистине панорама всей творческой жизни художника. В репродукциях представлены картины, которые были на выставках разных лет.

В 1957 году проходила первая персональная выставка живописных работ С.А.Ляха в Приморском крае, позже он неоднократно организовывал свои экспозиции в выставочных залах Алма-Аты – в Доме офицеров, в Турецком культурном центре и т.д. В 1998 г. Сергей Андреевич участвовал в выставке живописи в Красноярске. Многие его работы уже покинули своего автора и находятся в частных коллекциях как в Казахстане, так и в России, Германии, Франции, США, Канаде, Бельгии, Дании, Австрии, Израиле, Чехии, Югославии.

Творчество С.А.Ляха рождает в душе чувство ответственности за сохранение в нашей жизни духовности, чуткости, бережного отношения к живой природе, к людям и окружающему миру в целом. И хочется верить, что этот альбом найдет своего внимательного и отзывчивого зрителя, которого ждет удовольствие от эмоционального контакта с художником и его творениями.

Гуцалюк Евгения

Copyright © 2009 Лях Сергей
Hosted by uCoz